Большое место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники, связанные с важными этапами сельско-хозяйственных работ. Обрядовое содержание календарных праздников состояло из жертвоприношений, молитвенных и песенных заклинаний (куриськон), различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие крестьянина. После официальной обрядовой части следовала развлекательная: веселое народное гуляние с хороводами, играми, пляскам. Подготовка и проведение праздников санкционировалось общиной. С переходом удмуртов в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 в. их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, напр.: к рождеству, крещению, пасхе, троице и др. Постепенно и названия традиционно удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности.

В дни зимнего солнцестояния, называемого вожодыр, отмечали праздник толсур. На него назначали свадьбы, приглашали гостей. Характерными элементами этих дней были ряженье и гадания. Завершался период обрядом проводов всяких злых духов-вожо (вожо келян). Весело праздновали масленицу. Ее характерные черты – валяние в снегу, катание на всевозможных средствах с гор, на лошадях по улицам, на прялке во дворе, чтобы конопля длинной росла. Обрядами отмечали весеннее пробуждение природы и начало года земледельца. Распустившимися ветками вербы ударяли слегка весь скот, чтобы он плодился, клали ветки в короба, в к-рых утки и гуси высиживали птенцов. Разнообразные обряды связаны с великим четвергом: на ночь на столе оставляли хлеб, соль, к дверным и оконным косякам прикалывали можжевеловые или рябиновые ветки, клали металлические предметы, очерчивали металлическим предметом двор, утром мылись в бане, прыгали во дворе через костер, окуривали помещения, окликали и пересчитывали скот. Устраивали веселье по поводу вскрытия реки (йќ келян) и в честь первых проталинок (гуждор шыд). Самый важный праздник – гырыны потон или акашка, позднее пасха – посвящался началу весенней страды. В ряде южных районов помнят еще приуроченную к этому дню обрядовую мелодию, к-рую пели один раз в год. В разных местах акашку отмечали от 3 до 7 дней, каждый из которых имел свое название и обрядность. В эти дни сначала парни, затем девушки отмечали свое совершеннолетие. Завершению весенне-полевых работ и распустившейся зелени посвящали праздник, называемый в разных местах гербер, гужем юон, куарсур. Проводили обряды благодарения (бусы вќсь) и народные гуляния. В засушливое лето выполняли магический обряд вызывания дождя (зор курон). Праздники осеннего цикла посвящены приготовлению каши и хлеба из нового урожая (выль љук), окончанию уборочных работ (сћзьыл юон), началу забоя скота (выль шыд). Некоторые развлечения приурочивались к определенным праздникам (игры с яйцами – в пасху, качели – от пасхи до троицы, ряженье – осенью в святки), другие – песни, пляски, игры – были неотъемлемой частью любого празднества.


С древности развито декоративно-прикладное искусство: керамика, изделия из кости, бронзовые украшения. Фрагменты вышитых изделий найдены в могильниках 9 – 12 вв. В 19 в. вышивали на холсте шерстяными, гарусными, шелковыми, х.-б. нитками, мишурой. Традиционный узор геометрический. В цветовой гамме преобладали насыщенные, темные тона, полученные благодаря природным красителям. Пользовались небольшим количеством цветов, часто контрастирующих: красного, черного, коричневого на белом фоне. Вышивка южных удмуртов под влиянием тюркоязычных соседей в конце 19 в. стала более полихромной. Характер орнаментации и композиции рисунка зависели от типа одежды, ее назначения и локализации узора. Наиболее характерные традиционно вышитые изделия – рукава женских рубах и съемные нагрудники – кабачи. В настоящее время традиционная вышивка утрачена, ее образцы являются достоянием музеев.


В конце 19 в. распространяется узорное ткачество и постепенно вытесняет вышивку. В закладной, браной, многоремизной технике ткали ткани для одежды и украшения жилища: ковры, дорожки, покрывала, занавески, декоративные полотенца. Узорное тканье живет и в наши дни: ткаными изделиями украшают жилище. Узорное вязание – чулки, носки, варежки, запястья, головные уборы. Художественная обработка дерева – долбление, резьба, выпиливание, обточка, плетение, тиснение на бересте – применялись при изготовлении разнообразной домашней утвари; с нач. 20 в. резьбой стали украшать фронтоны домов, наличники окон и ворота.

 

Семыкские игры. Театр фольклорной песни «АЙКАЙ»

В устном народном творчестве – мифы о возникновении земли, человека, различных животных, предания о древней истории народа, богатырях-родоначальниках, сказки, пословицы, поговорки, загадки. Начиная с загадок о человеке, постепенно расширяли тематику: загадывали о предметах, находящихся дома, во дворе, в деревне, поле, в лесу, о природных явлениях и небесных телах. Главное место в  фольклоре занимало песенное творчество (кырњан, мадь, крезь). У. более всего выражал себя в песнях, складывая их по разным поводам. В литературе зафиксированы ритуальные песни охотника и пчеловода, у северных удмуртов – специальные похоронные мелодии (ватон крезь). В разных локальных традициях свои свадебные, рекрутские, солдатские песни. Есть сиротские песни о несчастной доле. Молодежь распевала лирические, игровые, плясовые песни. С песнями встречали и провожали гостей, или обменивались как подарками. По народным представлениям, человек, умеющий говорить, должен и петь. В то же время бытовало мнение, что искусство пения – это печать несчастного человека.

Танец удмуртов Алнашского района в исполнении фольклорно-этнографического ансамля «Чипчирган»

Самые простые танцы – хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон) и парный перепляс (ваче эктон), женский танец ширъян, плавный, спокойный, без резких движений, фигурные танцы типа кадрили, называвшиеся по кол-ву танцоров: танец втроем (куинен эктон), вчетвером, вшестером. Пение и танцы сопровождались игрой на муз. инструментах: гуслях (крезь), варгане (ымкрезь, ымкубыз), свирели и флейте из стеблей растений (чипчирган, узьы гумы), волынке (быз, кубыз). Бытовали также свистульки (шулан, чипсон), трещотки (такыртон), рожки (тутэктон). С конца 19 в. древние инструменты вытесняют гармонь, скрипка, балалайка, гитара. Музыка звучала на всех празднествах, свадьбах, хороводах.


В конце 1980-х гг. возросло национальное движение удмуртов, вызванное усилением национального самосознания, либерализацией социально-политической жизни в стране. Инициатором выступил «Клуб удмуртской культуры» (создан в 1988 г.), на базе которого возникло «Общеество удмуртской культуры» (1989 г.). В 1991 г. создана Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш» во главе с президентом, в 1992 г. – удмуртская молодежная организация «Шунды» («Солнце»).



Текст: 


проф., д.и.н. В. Владыкин, 


д.и.н. Л. Христолюбова

 

 

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели