Доклад Главного редактора сайта ОРОиК Санникова Максима на семинаре «Церковь и СМИ: взаимодействие и противоречия»

К вопросу о целевой читательской аудитории: возраст, образование и сфера интересов читателей «НЕвского БОгослова», материалы и дизайн самого журнала.

 


Студенческий богословский журнал «НЕвский БОгослов» издается в духовных школах города на Неве с 2009 года силами студентов. Журнал старается таким образом осветить «…своевременное, живое и компетентное освещение происходящих событий церковной и общественной жизни всех порядков, публикация обзорно-аналитических заметок о разных аспектах жизни Северной столицы (начиная с памятников архитектуры и культурных мероприятий, и заканчивая последними новинками из области книжной и киноиндустрии)», а также познакомить читателей с внутренней жизнью духовных школ города на Неве.


Мы живем в непростое время, время глобальных перемен. В настоящее время молодой человек должен быстро и адекватно оценивать происходящие изменения в своей жизни. Важным моментом в таком процессе, на мой взгляд, является выбор ориентира. Настроение человека, его интересы и увлечения формируют окружающие нас предметы, люди и обстоятельства. Можно назвать это потоком информации.


Одним из средств её получения, отражающее тенденции развития науки и общества, являются журналы. Думаю, не вызывает сомнения, что мало таких людей, которые бы раз в жизни  не листали, а тем более не читали современные журналы. В связи с этим встает серьезный вопрос о появлении литературы (журнал, газета, книга), компетентно  отражающей богословские и научные знания. Одним из таких средств, на мой взгляд, может являться наш студенческий журнал.


С учетом развития современной науки и техники, журнал «НЕвский БОгослов»  позиционирует себя как журнал для «…интересующейся и думающей молодежи, а также для всех тех, кто хочет найти для себя ответы на многие острые и волнующие вопросы современности через призму непредвзятого, остроумного, а порой немного ироничного взгляда молодых богословов, умудренных сединами профессоров и просто интересных людей».


Как мы уже говорили, главной читательской аудиторией журнала являются студенты ВУЗов, училищ и техникумов, а также люди среднего возраста. Полезен он может быть, в таком случае, студентам, обучающимся на смежных с богословием направлениях (теология, теоретическая педагогика, религиоведение, психология и др.).


Интересным и оправданным, на мой взгляд, кажется использование в теме номера важных проблем в современном обществе. Проблемы эти волнуют студентов, как духовных школ, так и ВУЗов светских, и затрагивают большую читательскую аудиторию. Интересным в этом случае было бы совместное написание различных рубрик студентами из разных университетов. В условиях быстрого развития современного мира журнал может стать «мостом», соединяющим разных студентов (по возрасту, профессии, роду деятельности и т.д.), имеющих одну и ту же духовную основу – восточное христианство.


Радует, что журнал меняет свой внешний вид в сторону улучшения. Он стал, по сравнению с первыми номерами, выпущенными в недавнем 2009 году, более красочным, хорошо иллюстрированным фотографиями и различными клипартами, в чем несомненная заслуга его дизайнера. Однако при явных улучшениях и нововведениях ощущается явное несоответствие с назначением журнала как «студенческого» и отражающего внутреннюю жизнь духовных школ в целом. Можно сосчитать по пальцам материалы, написанные или озаглавленные самими студентами, в целом же, журнал содержит материалы преподавателей, ученых и исследователей, не имеющих отношения к духовным школам.


На мой взгляд, в современном развитии журнала и его становлении как самостоятельного издания более логичным и интересным было бы включение дискуссий, отражающих мнение читателей и самих студентов по разным темам, которые могут являться рубрикой номера (семья, наука и религия, миссионерство и т.д.). В настоящее время ряд факультетов учебного заведения выпускающего журнал, в частности регентское, иконописное отделения и факультет иностранных студентов, вообще не представлены на страницах издания, хотя логичным было бы использование их способностей (в том числе художественных) на его страницах.


Желательно пользоваться, таким образом, собственными иллюстрациями, а не чужими материалами. Это, на мой взгляд, делает студенческий журнал не самостоятельным изданием, а зависящим в какой-то степени от клипартов и фотографий, случайно найденных на просторах Интернета. При этом возникает правомерным вопрос об авторстве на такие «найденные» иллюстрации.


В стенах высших учебных заведений активно происходят процессы, призванные улучшить образовательный уровень студентов, учащиеся активно проявляют себя в различных форумах, конференциях и круглых столах, их опыт может и должен быть востребован на страницах журнала. Почему студенты духовных школ, сверстники тех светских студентов, которые активно стремятся понять восточное христианство и найти своим сердцем Бога, не находят своё отображение в издании? В таком случае журнал уже перестаёт быть студенческим, он является просто общецерковным, хотя и издаваемым духовными школами.


Отдельным вопросом в содержании журнала является его литературный стиль. Вопрос этот, на мой взгляд, один из самых важных. Какой бы ни была информация, без грамотной её подачи она бесполезна и даже вредна, а журнал имеет некоторое количество орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Тем более странным является обилие сленговых и заимствованных слов на страницах журнала, например в 6 номере можно прочитать следующую фразу: «Остров Буян. Вязкий кайф под слоем пепла» (стр. 64). Даже, казалось бы, не совсем грамотный и не полностью отражающий правила русского языка Microsoft Word, покажет читателю недопустимость использования слова «кайф» в тексте, назвав его жаргонным.


Такое использование сленговых слов, на мой взгляд, на страницах церковного журнала вообще не допустимо. Духовные школы – это то из немногих образовательных мест, где сохраняется традиция церковно-славянского языка, стилистика и культура речи, которую мы слышим в стенах академического храма. Сколько грязи и сленга мы слышим каждый день из средств массовой информации, интернета или общения! И такую же «языковую грязь» мы передаем на страницах журнала. В таком случае не стоит удивляться совершенной безграмотности студентов в написании текстов, нежелании и неумении красиво и правильно говорить, а что самое страшное – непонимании богослужения. Этот язык является потерянным для большинства студентов, а задача журнала, как мы уже говорили, «…своевременно, живо и компетентно освещать происходящие события церковной и общественной жизни всех порядков».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели