Доклад зам. руководителя ОРОиК Ижевской и Удмуртской епархии на общественном слушании в Госсовете УР

Дорогие братья и сестры!

Уважаемые коллеги!


На протяжении всей своей многовековой истории христианство придавало большое значение образовательной и воспитательной деятельности. Еще на самом раннем этапе формирования Церкви как социального института вопросы благотворительности, воспитания, христианской этики и светского права волновали церковных людей, о чем свидетельствуют многочисленные сочинения и частные письма Святых Отцов.

Современное общество порой воспринимает грех как норму своего бытия. Глобализация и падение нравов в социуме приводит к безразличию и бессердечию к горю и нуждам других людей. Как следствие этого безразличия в обществе возникают различного рода кризисы и проблемы.
Попробуем посмотреть, как на территории Удмуртской Республики осуществляется взаимодействие Церкви и светских институтов власти в области духовно-нравственного и патриотического воспитания наших маленьких граждан.

В 1996 году, согласно указа управляющего Ижевской и Удмуртской епархии, создаётся Отдел религиозного образования и катехизации,  целью которого является организация и развитие системы религиозного образования и духовного просвещения в епархии.

5 декабря 2007 года был подписан новый договор о сотрудничестве между Министерством образования и науки УР и Ижевской и Удмуртской епархией, после этого никаких правоустанавливающих документов, регулирующих отношения между указанными структурами подписано не было. Ввиду вступления в силу поправок в ФЗ «Об образовании», Распоряжения Президента РФ от 28 января 2012 г. № 84-р, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и ряда других нормативно-правовых документов, необходимо пересмотреть договор и внести необходимые поправки, отвечающие требованиям перечисленных выше законов и подзаконных актов.

В 2008 году в рамках подписанного договора о сотрудничестве между Ижевской епархией и Минобром УР было подписано положение о деятельности Координационного совета, в состав которого вошли сотрудники министерства, специалисты ИПКиПРО, религиозные и общественные деятели. Поправок к действующему положению за 4 прошедших года не принималось.

Два перечисленных документа в настоящее время являются исчерпывающими в области сотрудничества в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания между Церковью и светскими институтами власти в Удмуртской Республике.

Переходя от общего к частному, от соглашений к конкретным делам, следует, прежде всего, сказать о конструктивном и деловом подходе к каждому конкретному мероприятию. За последние годы накоплен большой опыт проведения совместных конкурсов, конференций и олимпиад школьников.
В декабре 1999 года в циркуляре Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал организовать преподавание основ православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Спустя 11 лет эту идею поддержало государство и в виде апробации ввело в 21 регионе России преподавание учебного курса Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). В число пилотных регионов вошла и Удмуртская Республика.

Официально заявленная «цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» . В большинстве общественных обсуждений это трактуется как воспитание гражданственности и толерантности. Что подтверждается формулировкой одной из задач курса: развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Введение в школьную программу курса ОРКСЭ является государственным и социальным заказом, сформулированным в Поручении Президента РФ и Распоряжении Председателя Правительства РФ . По сути, это политическое решение. Педагогическая наука получила государственный заказ на подготовку кадров, разработку методики преподавания, создание учебников.

На этом этапе развития государственно-церковных отношений, в том числе и Удмуртской Республики Отделом РОиК налажены тесные контакты с Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования УР. За 2011 год сотрудниками института и Отдела РОиК проведено более 10 семинаров и мастер-классов для учителей ОРКСЭ в городах и районных центрах Удмуртии. Для более эффективной работы на базе ИПКиПРО в сентябре 2010 года было создано республиканское методическое общество учителей ОРКСЭ. Таким образом, в 2010/2011 уч. г. был обучен 221 учитель, с начала 2011/2012 уч. г. обучено 128 учителей. Положительным моментом в указанной статистике является привлечение сотрудников Отдела РОиК к семинарам, в частности, по модулю Основы православной культуры.

Государство и общество осознало необходимость духовно-нравственного воспитания, создано правовое поле, поставлена задача. Недостаточная подготовленность к введению в образовательный процесс нового предмета, отвечающего за духовно-нравственное воспитание, не должна привести к решению отложить его до более благоприятного времени, когда будет сформирована методологическая база, должным образом обучены преподаватели. Учащиеся, которым вовремя не будут даны эти знания, возможно, не сумеют восполнить этот пробел никогда.

В своем слове я обращусь и к другой стороне взаимодействия между Церковью и светскими институтами власти. К сожалению, в Отдел всё больше и больше поступают обращения граждан и священников Ижевской епархии о том, что на местах директора школ и чиновники районных органов образования не дают конституционного права, изложенного в ряде законных и подзаконных актов, родителям свободно выбрать модуль в рамках учебного курса ОРКСЭ. Уместным в данном случае будет сказать о скандале, который разразился в Пензенской области, где почти «все родители» выбрали модуль – светская этика, а после вмешательства президента России и Патриарха Кирилла и проведения повторного, уже свободного голосования выбор родителей остановился на курсе Основы православной культуры.  В данном случае, мне кажется, законным и более эффективным средством устранения таких нарушений является привлечение общественной палаты УР к более плотному взаимодействию с районными органами образования.

В 2009 году Отделом РОиК и Минобром УР впервые был проведен республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. С тех пор к организации и проведению муниципального и республиканского тура подключились специалисты Республиканского Центра дополнительного образования детей (РЦДОД), а также многие учителя-предметники. В текущем году участие в олимпиаде приняло 86 учащихся из 13 муниципальных образований и 4 городов: Ижевска, Воткинска, Можги и Глазова.

Результатом трудов республиканского оргкомитета по проведению указанной олимпиады стало увеличение числа желающих школьников принять участие в олимпиаде, а со стороны педагогического коллектива – подготовка самих школьников. Если обратиться к статистике, то мы увидим всёвозрастающий интерес школьников к истории христианства на территории Удмуртии, результатом чего служат многочисленные творческие и исследовательские работы учащихся. Если в муниципальной образовательной школе дети начинают тянуться к изучению истории и традиций христианства в Республике, то дело организации православной классической гимназии у нас обстоит очень плохо. Удмуртия один из первых регионов в списке тех, где нет хотя бы одной православной классической гимназии. И дело тут не в отсутствии педагогических кадров и желающих обучаться в такой гимназии, таковых на сегодняшний день достаточно много, а дело в том, что у государственной власти нет заинтересованности в появлении такого института в нашей Республике. Все просьбы об  организации такой гимназии сходят на нет и теряются в канцелярской волоките.

Само появление такой гимназии способствовало бы снятию в Республике проблемы обмена опытом преподавателей ОРКСЭ. Создало бы научно-методическую площадку для разработки и внедрения в педагогический процесс авторских и коллективных образовательных программ духовно-нравственного и патриотического воспитания, способствовало бы комфортному климату в педагогическом процессе при обучении детей  из верующих семей, которым, как констатируют психологи, всё труднее находится в «обычных» общеобразовательных школах.

Таким образом, понимая важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, Церковь, государство и общество в целом должно не только осознавать необходимость повышения общего нравственного уровня, но и прилагать необходимые усилия для налаживания конструктивного диалога между всеми участниками образовательного процесса.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели