Интервью Руководителя ОРОиК протоиерея Андрея Петрова о ходе эксперимента по преподаванию основ православной культуры

В апреле прошлого года в Удмуртии и еще восемнадцати регионах страны в школьном расписании появился новый предмет. Идея проведения эксперимента по преподаванию в российских школах религиозной культуры и светской этики принадлежала президенту России Дмитрию Медведеву. Степень энтузиазма, с которым Министерство образования и науки подхватило президентскую инициативу, превзошла все мыслимые представления, взбудоражив общественность и подняв волну негодования со стороны противников введения религиозного образования в школах. Однако вставлять палки в колеса бронепоезду на полном ходу – задача не из легких. Эксперимент получил путевку в жизнь в поистине пожарные сроки. Но мысли о «зеленой улице», данной проекту, отпадают, когда узнаешь ситуацию изнутри и понимаешь, что эксперимент состоялся не «благодаря», а «вопреки».

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Ижевской и Удмуртской епархии протоиерей Андрей Петров ответил на вопросы о ходе эксперимента в Удмуртии.


— О. Андрей, какие вопросы поднимались на семинаре прошедшем не так давно в Свято-Михайловском соборе города Ижевска?


— Этап апробации курса подходит к своему завершению. Сам факт того, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет внедрен в школьную программу, уже не подлежит сомнению. Вопрос был и остается в другом – каким образом этот курс вводить, как готовить педагогов и совершенствовать учебники. Совещание прошло с участием представителей синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ: первого заместителя председателя синодального отдела — протоиерея Александра Абрамова и заведующего сектором основ православной культуры этого же отдела – Демидова Германа Васильевича. Они осуществляют инспекторскую поездку по регионам России, в которых проходит апробация данного курса. Поездка проходит по благословению Святейшего патриарха Кирилла с целью понять ситуацию «на местах», поскольку видение одной и той же проблемы в Москве и регионах зачастую совершенно разное. Проблем по итогам этапа апробации было выявлено немало, и они фактически одинаковы во всех регионах-участниках эксперимента. Это и случаи отсутствия у родителей свободы выбора модуля: попытка директоров школ пойти по пути наименьшего сопротивления, выраженная в навязывании одного модуля на всех – как правило, светской этики. Это и множество минусов, связанных с крайне неудачным местом, которое было отведено предмету в учебном плане. И малая продолжительность курса в тридцать четыре часа – для дисциплины, задачей которой является воспитательный процесс – это капля в море. И несовершенство учебников, которые писались в буквальном смысле за месяц-два, как говорится, на коленке (и надо отдать должное их авторам, что они вообще эти учебники написали, поскольку не сделав этого, они бы дали министерству образования повод говорить о срыве эксперимента — и неизвестно, что бы со всем этим дальше было?). Конечно же, самая основная, болевая проблема – это подготовка кадров, отсутствие должной подготовки учителей, которая проводилась в невероятной спешке, в связи, с чем у всех возникает один и тот же вопрос – какими мотивами была обоснована необходимость в таком жестком форсировании сроков начала проведения эксперимента? При этом конфессии фактически были отстранены от участия в подготовке тренеров и преподавателей по религиозным модулям.


— Тем не менее, насколько мне известно, вы выражали намерение оказать учителям поддержку в форме проведения цикла специализированных курсов на базе Свято-Михайловского Собора и общества «Знание» УР. Удалось ли вам осуществить эти планы. И если да – то насколько удачным оказался опыт?


— Более чем удачным. Такая инициатива в Удмуртии оказалась жизнеспособной благодаря лояльной позиции нашего Министерства образования. Когда началась апробация курса, мы совершенно ясно поняли, что учителям знаний не хватает, потому что той подготовки, которая была осуществлена по очень ускоренной программе, явно не достаточно. Помимо очных лекций для ижевских педагогов нам удалось провести несколько занятий в режиме семинаров, когда учителя из районов республики могли принять в них участие посредством сети Интернет. Опыт был прекрасный, поэтому в следующем году мы запланировали большую часть лекций провести именно в таком режиме. Наши занятия мы, как правило, анонсируем через СМИ, размещаем объявления на сайтах нашей Епархии и епархиального отдела образования и катехизации, а также информируем управление образования города Ижевска, которое в свою очередь рассылает разнарядки по школам.


— В среде номинально-верующих родителей зачастую бытует убеждение, что «веру нельзя навязывать», «ребенок должен сам выбирать себе религию, когда вырастет». На этом основании они отдают предпочтение наиболее «нейтральному» модулю светской этики. Как вы можете прокомментировать такой подход?


— Если говорить о предмете светской этики, то он получился, с моей точки зрения, абсолютно никудышным. Я думаю, невозможно рассматривать нравственность в отрыве от религии. Да, можно рассказать, дать сведения о каких-то правилах и принципах поведения, но если говорить о реализации воспитательной функции в рамках предмета светской этики – то все усилия сведутся к банальному морализаторству, которое может побудить ребенка лишь к формальному, внешнему следованию установленным в обществе правилам. Любая религия, говоря о нравственности, дает человеку твердое основание для формирования внутренних личностных установок, которыми он будет руководствоваться в своей жизни. Выбор людей, которые ассоциируют себя все-таки с православными или мусульманами, буддистами, иудеями, в пользу светской этики меня немало удивляет. Ведь выбор модуля ни в коей мере не предопределяет выбор ребенком той или иной религии, это право у него никто отнимать не собирается. Говоря о предмете «Основы православной культуры», подчеркну, что это отнюдь не Закон Божий, совершенно. Здесь сделан больший упор на слове «культура», даются общие понятия о православной вере. Те, кто хочет почувствовать разницу, пусть придут в воскресную школу при любом храме и сравнят – как преподается этот предмет в воскресных школах и как в светских. Это два совершенно разных предмета. Что касается предмета «Основы мировых религиозных культур» — то здесь существуют свои «подводные камни». По сути дела, это религиоведение, которое должно преподаваться в старших классах. Ребенок в возрасте 10-11 лет с еще не сформированной духовно-нравственной основой может сделать неправильные выводы и прийти к совершенному нигилизму: «Как много религий – получается у каждого своя правда. Зачем тогда в кого-то или во что-то верить? Я по своей правде буду жить». Это опасно, конечно.


— Да, нравственное воспитание – область очень деликатная. И судя по вашим комментариям относительно сложившейся ситуации, есть большие сомнения в том, будет ли при продвижении данного курса в школьную программу соблюден очень важный принцип — «не навреди». Ведь если педагог подходит к делу формально, то, может быть, «лучше молчать, чем говорить»?


— Действительно, порой доходило до комичной ситуации, когда на преподавание этого курса ставили учителя физкультуры или биологии, восполняя нехватку часов последнего. У каждого из шести модулей должен быть свой преподаватель. В этом отношении я всегда привожу пример Германии. Религию в школе там преподают с первого по выпускной класс. В качестве альтернативного варианта для детей, чьи родители придерживаются атеистических взглядов, предусмотрен предмет этики. По каждому направлению работает отдельный педагог, и где бы он ни проходил профессиональную подготовку – в светском ВУЗе или церковном – он должен получить разрешение на преподавание своего предмета, пройдя собеседование у соответствующей конфессиональной комиссии. Если в отношении данного педагога возникнут сомнения в его духовно-нравственной благонадежности – то ему могут дать отвод. К сожалению, в нашей стране такая система пока не действует. Тем не менее, РПЦ выступает за введение хотя бы такой формы как выдача рекомендаций преподавателям, ведущим уроки по основам православной культуры. Совершенно бездушно или, в той или иной степени, безграмотно отчитанный курс, конечно же, нанесет детям необратимый урон на всю оставшуюся жизнь, просто искалечит их души.


Пресс-служба ОРОиК


Беседовала Наталья Тарасова


www.izhiza.com


 


23.08.2011

 

Нравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели