— Елена Леонидовна, когда открываешь федеральные перечни, первое, что бросается в глаза, — раздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному стандарту общего образования», в котором перечислены учебники для начальной школы. Если имеется в виду новый стандарт, то есть стандарт второго поколения, почему об этом не сказано?
— Потому что у нас никогда не было федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Есть федеральный компонент государственного образовательного стандарта, принятого в 2004 году, и со 2 по 11 класс в 2011/2012 учебном году дети будут учиться по этому стандарту. Так что большинство учебников федеральных перечней сделаны под федеральный компонент стандарта 2004 года.
Лишь та часть, которая предназначена для начальной школы, сделана под федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый в прошлом году. С неё и начинаются перечни
— В чём её особенности?
— Впервые появились системы учебников.
Дело в том, что в новом стандарте поставлена задача обеспечить метапредметность в образовании, сформировать определённые компетентности, поэтому важно, чтобы учебники по всем предметам работали на достижение единых целей.
Как было раньше? Один автор написал учебник по русскому языку, второй — по чтению, третий — по математике, но между ними не было никакого взаимодействия, и это были разрозненные учебники. Вместо того чтобы, как прописано в стандарте 2004 года, формировать у ребёнка целостную картину мира, в рамках каждого предмета формировалась отдельная картина. А теперь новый стандарт позволяет формировать целостную картину благодаря требованиям к метапредметным результатам и компетенциям.
Таким образом, система учебников — это когда авторский коллектив создаёт учебники для начальной школы по всем предметам на основе единых подходов.
При проведении экспертизы экспертные организации это учитывали.
— У издательств возникали сложности при подготовке систем учебников?
— Полагаю, да. Издательствам нужно было сформировать авторские коллективы из людей, которые привыкли работать самостоятельно, без какого-либо взаимодействия с коллегами из других предметных областей.
Возник вопрос, нужно ли включать в систему учебник по основам религиозных культур и светской этики. С одной стороны, курс проходит апробацию, но в стандарте есть такая отдельная предметная область.
— Системы учебников в федеральных перечнях пока можно пересчитать по пальцам.
— Да, их всего 4, только для начальной школы. И с 1 сентября 2011 года первые классы всех школ России могут начинать учиться по одной из этих систем на выбор.
В федеральных перечнях сохранены завершённые предметные линии учебников и отдельные учебники, в том числе для 2-4 классов начальной школы, работающих по стандарту 2004 года.
Было много споров, следует ли при введении нового стандарта основной школы переходить на системы учебников, как и в начальных классах. На мой взгляд, стоит формировать и системы учебников, и завершённые предметные линии. Такая возможность Порядком экспертизы учебников предусмотрена.
— Каким образом школа должна формировать список учебников, по которым занимаются её ученики?
— Здесь ничего не меняется. Подчеркну, что именно школа — а не конкретные учителя — должна составить список учебников на основании федеральных перечней и ознакомить с ним родителей. При отсутствии такого списка, утверждённого директором, могут возникнуть вопросы у органов, осущест вляющих контроль и надзор. И это обоснованно.
Зачастую родители выражают справедливое недовольство тем, что разные учителя рекомендуют покупать разные учебники по одному и тому же предмету, причём каждый год даются разные рекомендации. Это вызывает напряжённость, особенно если в семье несколько детей. И хотя выбор учебника из списка, утверждённого школой, компетенция учителя, необходимо помнить о преемственности.
— Каковы основания для включения в школьные списки учебников по предметам регионального и национально-регионального компонента в рамках стандарта 2004 года?
— Основание только одно — их наличие в утверждённых федеральных перечнях. Если их там нет — учить детей по ним нельзя. Эти учебники точно так же должны проходить экспертизу, как любые другие. Порядок представления любых учебников на экспертизу — заявительный, причём заявителем может выступать как автор, так и издательство, и орган управления образованием.
Если речь идёт об учебных пособиях, то они должны быть выпущены издательствами, прошедшими отбор комиссии, созданной при Минобрнауки России.
— На этапе разработки стандартов второго поколения руководство Минобрнауки неоднократно подчёркивало, что не нужно спешить менять учебники?
— Действительно, на том этапе было бессмысленно говорить об учебниках, поскольку сначала принимается стандарт, затем формируется содержание образования, а только потом пишутся учебники. А теперь, поскольку и содержание образования, и требования к результатам на соответствующих ступенях образования меняются, учебники тоже будут постепенно обновляться.
Беседовал Борис СТАРЦЕВ