С завершением 2010-2011 учебного года подошёл к концу первый этап апробации нового курса — «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Подготовка к полномасштабному подведению итогов апробации идёт и на федеральном уровне, и в регионах.
В Удмуртской республике социологический опрос учащихся пятых классов, изучавших курс ОРКСЭ в 2010-2011 учебном году, проводился Региональным центром информационных технологий в образовании ИПК и ПРО УР в декабре 2010 — январе 2011 гг. по поручению Министерства образования и науки УР.
Итак, как же выглядят итоги апробации ОРКСЭ в Удмуртии по результатам этого мониторинга?
Количество школ и учащихся, вовлечённых в апробацию
Всего в Удмуртской Республике в 2010-2011 учебном году изучало ОРКСЭ 13957 учащихся пятых классов общеобразовательных школ. Из них приняло участие в опросе 12485 чел. (89,5%). Изучение ОРКСЭ в УР в 2010-2011 учебном году происходило в 539 образовательных учреждениях, из них приняли участие в опросе 500 учреждений (92,8%).
Модули ОРКСЭ, изучаемые в Удмуртии
Всего в УР изучалось четыре модуля ОРКСЭ — «Основы светской этики» (56,3%), «Основы мировых религиозных культур» (26,4%), «Основы православной культуры» (16,7%), «Основы исламской культуры» (0,6%). В целом эти результаты были ожидаемыми, модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» уверенно лидируют, причём, в сравнении с данными проведённого в 2010 г. Социологическим центром Российской академии государственной службы (РАГС) опроса учащихся 4-х классов, изучавших ОРКСЭ, позиции модуля «Основы светской этики» в Удмуртии значительно укрепились (40,5% в 2010 г. по 19 регионам России, участвовавшим в апробации ОРКСЭ; 50,1% по данным МОиН УР на тот же год). Неожиданно малым оказался процент учащихся, изучающих модуль «Основы исламской культуры» (0,62%), что может свидетельствовать о том, что выбор данного модуля ОРКСЭ для изучения производился по критерию конфессиональной, а не культурологической близости (в противном случае следовало бы ожидать, что доля выбравших этот модуль была бы близка к доле т. н. «этнических мусульман» — татар, азербайджанцев и других народов — в населении УР).
Опросом были зафиксированы и факты организации обучения по некоторым модулям индивидуально или в виде микрогрупп: занятия по модулю «Основы исламской культуры» проводились для учеников в количестве 1 чел. (Сарапульский и Камбарский районы), 2 (Кизнерский район), 3 (Балезинский район), и т. п. Таким образом, в некоторых ОУ принцип добровольности выбора учащимися или их представителями модуля ОРКСЭ был соблюдён, даже несмотря на очевидные организационные сложности, связанные организацией работы с таким малым количеством учащихся в группе.
Наличие учебного пособия по ОРКСЭ
4,3% учащихся ответили, что пособия по выбранному модулю не имеют. Это обстоятельство, среди прочих причин организационного порядка, может быть связано с тем, что в некоторых сельских муниципалитетах достаточно велик процент малокомплектных школ, учащиеся которых, не изучив в 4-м классе ОРКСЭ, при переходе в основную или среднюю школу с изучением ОРКСЭ не получили пособия, поскольку количество экземпляров пособий рассчитывалось из числа четвероклассников в тех школах, которые вошли в апробацию. Аналогичная ситуация возникала, если пятиклассник продолжал обучение в школе, участвующей в апробации, приехав из другого населённого пункта, где апробация не проходила (например, из другого субъекта федерации).
Понятность текста учебного пособия по ОРКСЭ
73,4% учащихся показали, что им всё понятно в текстах учебного пособия, 25,5% — что им понятно не всё, и только 1,1% — что им тексты пособия непонятны полностью. Полученные данные заметно контрастируют с большим процентом негативных ответов на вопрос о желании продолжать изучать курс ОРКСЭ (см. ниже), и являются слишком оптимистичными. Следует иметь в виду, что в 2010 г. доля выбравших ответ «Да, всё понятно» была в Удмуртии существенно выше (91,8%), а доля выбравших ответ «Не всё понятно» (8,2%), соответственно, ниже.
Заинтересованность уроками курса ОРКСЭ
69,5% учащихся показали, что им было очень интересно, 25,6% — что им было не очень интересно, и 4,9% — что им было не интересно на уроках ОРКСЭ. Эти цифры почти совпадают с распределением ответов на предыдущий вопрос, также контрастируют с большим процентом негативных ответов на вопрос о желании продолжать изучать курс ОРКСЭ, и также отличаются от показаний 2010 г., когда, согласно данным опроса РАГС заявивших о том, что им очень интересно на уроках ОРКСЭ, было 92,8%, что им не очень интересно — только 5,1%, что не интересно — 2,1 %.
Причины незаинтересованности уроками ОРКСЭ 21,0% учащихся в качестве причины отсутствия интереса к предмету указали на скучный характер уроков, 38,0% — на изобилие непонятного, незнакомых слов, 31,6% ответили, что уже многое знали из изученного, и 9,4% заявили, что не хотят изучать этот предмет. Заметим, что лидирующая причина незаинтересованности — изобилие непонятного, незнакомых слов — была таковой и в 2010 г. (35,7%), в то время как количество учащихся, отметивших скучный характер уроков, было в два раза выше (41,6%). Резкое уменьшение частоты выбора варианта «На уроках было скучно», по-видимому, объясняется активностью педагогов, которые стремились разнообразить течение уроков, применяя различные приёмы и технологии. Однако то, что эта активность не смогла предотвратить резкое падение интереса к курсу в целом, говорит о том, что причина падения интереса коренится не в недоработках педагогов, а во внешних факторах.
Способы проведения уроков по ОРКСЭ
Занятия по ОРКСЭ в целом проходят по традиционным, а не по инновационным схемам: наиболее количество ответов в рейтинге собрали варианты «Учитель беседует с нами» (78,3%), «Слушаем рассказы учителя» (71,5%), «Читаем учебник» (65,6%), «Смотрим фильмы, слайды» (46,7%). Тем не менее, достаточно активно используются и другие формы организации занятия («Отмечаем праздники, знакомимся с традициями» — 30,7%, «Посещаем музеи, святые места» — 12,5%, «Встречаемся с интересными людьми» — 8,6%). Взаимодействие учащегося с членами семьи в ходе изучения ОРКСЭ На вопрос, обсуждают ли они с родителями, бабушками, дедушками изученные на уроках темы по новому курсу, 21,7% учащихся ответили, что делают это всегда, 56,1% — что лишь иногда, и 22,2% — что не делают этого вовсе. Данные показаний по этому вопросу говорят, что тесное взаимодействие учащегося со своими родителями и другими членами семьи, предполагавшееся в курсе ОРКСЭ, было реализовано далеко не в тех объёмах, на которые рассчитывали составители методической части учебных пособий по ОРКСЭ. Отметим, что эта черта нового курса является и одной из наиболее спорных — достаточно сложно налаживать взаимодействие учащегося с членами семьи в условиях неполных и неблагополучных семей, а также в случае чрезмерной трудовой занятости родителей и других членов семьи.
Желание продолжить изучение ОРКСЭ
51,8% учащихся заявили о желании продолжить изучение курса ОРКСЭ в дальнейшем, 20,7% — отвергли такую возможность, и 27,5% показали, что не могут дать определённого ответа. Таким образом, около половины учащихся продемонстрировали отсутствие позитивного отношения к продолжению изучения курса. Между тем в 2010 г. положение дел было совсем иным: о желании продолжить изучение курса ОРКСЭ заявили тогда 76,4% учащихся, лишь 5,6% заявили о нежелании этого, и 18,0% не дали определённого ответа.
Итак, по результатам опроса чётко видны проблемы курса: неудовлетворительное качество учебных пособий, значительное количество малопонятных высказываний, терминов, скучный, излишне дидактический характер изложения материала в учебном пособии в значительной степени сводили на нет усилия педагогов. И в то же время опрос продемонстрировал активную позицию учителей республики – преподавателей ОРКСЭ, которые не только ретранслировали материал учебных пособий в рамках привычных форм работы (лекционной, работы в группах и т.п.), но и стремились разнообразить течение уроков, применяя различные приёмы и технологии, используя видеоматериалы, проводя знакомство учащихся с локальными праздниками и традициями, проводя экскурсионную работу и т. п. И эта позиция находила позитивный отклик у учащихся.
Опрос не выявил существенных проблем организации апробации ОРКСЭ по Удмуртской Республике.
Пресс-служба ОРОиК
24.10.2011
Публикуется с текста: Сахарных Д. М. «ОРКСЭ: к итогам 2010-2011 учебного года» // Вестник образования и науки Удмуртской Республики. Ижевск, 2011. № 3