Начало праздника Богоявления относится ко временам Апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованного». Во II веке на празднование Крещения Господня и совершаемое перед этим праздником ночное бдение указывает учитель Церкви, пресвитер Климент Александрийский. В III веке о событии Богоявления упоминают в своих беседах священномученик Ипполит Римский и святитель Григорий Неокесарийский. Святые Отцы Церкви IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и многие другие — оставили нам свои поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления. В V веке святитель Анатолий, архиепископ Константинопольский, в VII веке святители Андрей Иерусалимский и Софроний Иерусалимский, в VIII веке святые Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский, в IX веке святой Иосиф Студит, а также песнотворцы Феофан и Византии — составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор воспеваемые Церковью в день праздника.
В установлении даты празднования Крещения Господня между Восточной и Западной Церквами не было разногласий, подобных тем, какие были относительно Рождества Христова, — на Востоке и Западе праздник с одинаковой торжественностью всегда праздновался 6 января.
Итак, до IV века Крещение и Рождество Христово праздновались повсеместно 6 января. Расделение праздников и перенесение даты празднования Рождества Христова на 25 декабря произошло в IV веке.
Древняя Церковь 6 января кроме указанных событий воспоминала и другие, в которых отобразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа, как при рождении Его, так и при выходе Его на проповедь после Крещения. Это, во-первых — поклонение волхвов как откровение языческому миру о пришествии Иисуса Христа, чудесно совершившееся посредством звезды. От этого воспоминания и самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название «праздника трех царей». В Восточной Церкви событие это, хотя и воспоминалось в богослужении праздника, но ничем в характере праздника не выразилось. Во-вторых, это явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской. В-третьих, чудесное насыщение Иисусом Христом пяти тысяч человек.
О службе Праздника Крещения Господня
Праздник Крещения, или Богоявления, издревле называется также днем Просвещения и праздником светов – от древнего обычая совершать накануне, в навечерие праздника, крещение оглашенных, которое, собственно, и является духовным просвещением. Описание событий Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34). Оно содержится также во многих стихирах и тропарях праздника.
Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи с делом спасения людей. Господь приходит на Иордан креститься от Иоанна Крестителя. Он, подготовляя людей к принятию Христа, проповедовал покаяние и как символ очищения грехов совершал свое Крещение. Христос приходит на реку Иордан, прося Крещения, один среди всех естеством Безгрешный, чтобы как Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира, в воды Иорданские погрузить и наше множество безмерных прегрешений, очистить в Себе наши грехи, подобным очищая в Крещении подобное. Через Его безгрешное омовение распространилось очищение на все грешное человечество. Человеколюбец Христос приходит на Иордан, чтобы, обновляя обветшавший прегрешениями мир, сотворить людям чудное рождение и сыновство водою и Духом, возвести человечество к первообразному состоянию, «обновляя паки бытием». «Обновляет <…> и назидает (воссоздает) нас водою и Духа обновлением чудным, Единый Благодетель».
Крещение Христово во всем Богочеловеческом деле искупления человеческого рода имело основополагающее, спасительное действие. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, дарует свет, обновление, исцеление, возрождение и как бы новое рождение («пакибытие»). Троекратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, исхождение из воды — приобщение тридневному Воскресению. «Велие ко спасению напутие крещением подает Христос». Господь Спаситель «от воды (Крещения) таинственно Духом соделал многочадну Церковь, первее (прежде) безчадну».
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна троичности Божества, тайна о Боге Едином в Трех Лицах, открылось «прославление Пресвятой Троицы».
Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Пророк и Предтеча Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения от грехов. Как Человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна Крестителя, а христианам преподал пример смирения и послушания воле Божией.
В песнопениях использовано пророчество (пс. 113) о том, что река Иордан остановит свое течение «от Лица Господня»: «Днесь псаломское пророчество конец прияти (исполниться спешит): «море бо, рече, виде и побеже, Иордан возвратися вспять, от Лица Господня, от Лица Бога Иаковля, пришедша от раба прияти Крещение». «Иордан, видя крещающегося Владыку, разделяется и останавливает свое течение», — говорится в первой стихире на освящение воды.
«Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе: яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашитися не имяше?». Песнотворец как бы обращается с вопросом к самой реке Иордан: «Что возвращавши твоя воды, Иордане? Что воспящаеши (останавливаешь) струи, и не преходиши еже по естеству хождение?».
И река Иордан как бы отвечает: «Не мощно (не в силах) ми терпети, рече, Огня, поядающаго мя. Удивляюся и ужасаюся крайнему схождению: яко не обыкох Чистаго (от грехов) измывати. Не навыкох Безгрешнаго отирати: но оскверненныя сосуды очищати».
Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслию и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» в «рабий зраце» пришедшего в мир Христа спасти род человеческий.
«Приидите увидим вернии, где крестися Христос». «Приидите, подражаим мудрыя девы», «приидите, всякую скверну страстную и уныния сон душевный оттрясше сердечною бодростию встретим явльшагося Владыку», «Грядущаго очистити души во струях Иорданских», «достойно Крещения Божественный образ приимем мысленно», «да присвоимся Ему жития чистотою».
Церковь воспоминает в предпраздничной и праздничной службах и великого служителя и участника события — «Предтечу и Крестителя, и пророка, и паче всех почтена пророк (из пророков)» Иоанна. Заканчивая предпразднственное пение и начиная воспевать самый праздник, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, Пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам.
«Руку твою, прикоснувшуюся пречистому верху Владычню, с неюже и перстом Того нам показал еси, воздежи (простри молитвенно) о нас к Нему, Крестителю, яко дерзновение имея много: ибо болий пророков всех от Него свидетельствован еси. Очи же твои паки, Всесвятаго Духа видевшия, яко в виде голубя сошедша, воздвигни к Нему, Крестителю, и милостива нам соделай: и прииди, стани с нами, запечатаяй пение и предначинаяй торжество».
17.01.2012
Пресс-служба ОРОиК