С 25 марта по 1 апреля 2014 года в Москве состоялся пилотный цикл открытых очных и дистанционных семинаров для преподавателей основ православной культуры (ОПК) образовательных учреждений субъектов РФ и стран ближнего зарубежья «Методика преподавания модулей курса ОРКСЭ: московский опыт». В конференции приняли участие педагоги, руководители образовательных учреждений из Республики Коми, Башкортостана, Архангельской области, Самары, Твери, Подмосковья и других регионов РФ. Удмуртию представлял сотрудник Отдела РОиК Ижевской и Удмуртской Епархии, клирик храма святых Царственных мучеников г. Ижевска священник Владимир Хайбуллин.
Организатор курсов ‒ кафедра ЮНЕСКО лаборатории истории и культуры религий мира Московского института открытого образования (МИОО) при участии кафедры религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
В день открытия семинара с приветственным словом выступили заведующий кафедрой религии и религиоведения философского факультета МГУ Яблоков Игорь Николаевич и ректор Московского института открытого образования Крутова Ольга Эдуардовна. Было отмечено, что духовно-нравственное воспитание и развитие личности осуществляется при изучении истории России, российских народов, традиционных российских религий, произведений литературы и искусства.
После теплых напутственных слов состоялась научно-практическая конференция на тему «Методика преподавания религиоведческих дисциплин».
На конференции было отмечено, что сегодня в России налицо кризис духовных и нравственных ценностей, сопровождающийся такими разрушительными явлениями, как рост преступности, наркомании, социальному сиротству и детскому суициду.
Именно поэтому сейчас очень актуальной стала проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и необходимость возвращения к традиционной для России системе нравственных ценностей, сформированной православием.
Растущий интерес к православию вызван и тем, что в последнее время общество стало проявлять обеспокоенность относительно своего будущего. В результате поиска правильного пути отчётливо сформировалась необходимость в изучении основ православной культуры, воспитания у юношества глубокого чувства патриотизма и любви к Родине. Сегодня религиозное мировоззрение все чаще заявляет о себе, религия входит в жизнь многих наших современников. Даже общаясь в социальных сетях, подростки указывают свою религиозную принадлежность.
Особая ценность состоявшейся конференции заключается в том, что на ней был представлен ряд крупных научных исследований в области преподавания основ религиозных культур и светской этики. В том числе состоялась презентация методического пособия к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики». От авторского коллектива выступила Ю.С.Васечко, старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования.
В данном пособии представлены учебное планирование и поурочные рекомендации для преподавания «Основ православной культуры» издательства «Русское слово». Данная книга может использоваться в качестве вспомогательного пособия для проведения внеурочных занятий по православной культуре.
Ведущий научный сотрудник лаборатории истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО МИОО доктор педагогических наук Метлик Игорь Витальевич, ссылаясь на Конституцию РФ и Протокол № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 «Право на образование»), представил обширный доклад на тему: «Изучение религий и воспитание в российской школе».
Он отметил, что согласно исследованию, проведенному агентством ИНТЕРФАКС, за последние десять лет, увеличилось число верующих: православных ‒ на 18%, мусульман ‒ на 4%. Число неверующих сократилось с 32% до 19%. Россияне стали чаще посещать религиозные службы. Так, если 6 лет назад 43% опрошенных признавались, что не посещают их, то в настоящее время таковых стало 35%. Больше верующих делают это еженедельно (в целом на 4%).
Современный национальный воспитательный идеал ‒ это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
О преподавании религиозных дисциплин в школах Германии рассказала Вера Лиздат, преподаватель учебного предмета «Светская этика» берлинской школы имени Нельсона Манделы. По ее докладу мы узнали, что религия в школах Берлина преподается с 1948 г. Преподавание организуется самой церковью или религиозными организациями. Участие для школьников является добровольным и оценки не выставляются. С недавнего времени оценки выставляются только по предмету этика.
В начальной школе (1-6 класс) ‒ урок религии и мировоззрения добровольный предмет, по желанию родителей. Средняя школа I ступени (7-10 класс) ‒ этика обязательный предмет, урок мировоззрения и религии дополнительный предмет на свое личное усмотрение. Средняя школа II ступени (11-12 класс) ‒ философия как основной или дополнительный предмет, в зависимости от наклонностей и способностей учеников и от наличия учителей.
В 2000 году Исламской Федерации предоставлено право, предлагать преподавание ислама в школах. В 2012 году компромиссное решение: учащиеся, которые предоставляют подтверждение об участии в уроках религии, могут освобождаться от участия в уроках мировоззрения.
Значительное место в теоретической части конференции отводилось современным средствам в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В курс входят различные обучающие программы, формирующие умения и навыки в учебной и практической деятельности, обеспечивающие необходимый уровень усвоения информации: тренажеры, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала; учебно-игровые программы, предназначенные для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме; моделирующие программы, позволяющие моделировать объекты, процессы, явления, с целью их исследования и изучения и т.д.
Были отмечены и негативные последствия воздействия средств ИКТ на учащихся. Существует вероятность, что увлекшись применением их на занятиях, преподаватель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам, в результате чего уменьшится живое диалогическое общение преподавателя и учащихся, и в итоге возникнет суррогат общения в виде «диалога с компьютером». Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «не навреди».