Удмурт шаер

 

 

      В настоящее время большая часть удмуртов населяет край, расположенный между реками Камой, Вяткой и Чепцой. Эта территория распределяется между тремя административными единицами — Удмуртской республикой, Кировской областью и Татарской республикой. До революции все это пространство входило в состав Вятской губернии, в пределах которой удмурты занимали восточную часть — уезды Глазовский, Малмыжский, Сарапульский и Елабужский. Из народов, населявших эти уезды: русских, татар, черемис и вотяков, вотяки являлись по времени своего поселения в этом крае древнейшими, но они не были аборигенами местного края. По археологическим памятникам и историческим воспоминаниям, сохранившимся как у самих вотяков, так и у других народов, можно установить, что ранее вотяки обитали в местностях, расположенных к юго-западу от занимаемой ими теперь территории. В первые века по Р.Х. вотяки жили в Среднем Поволжье и занимали оба берега Волги вокруг Камского устья. В Свияжском, Тетюшском, Спасском и Чистопольском уездах бывшей Казанской губернии сохранилось большое количество городищ, относящихся к первым столетиям нашей эры и перечисленных в книге проф. С.М. Шпилевского «Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии» (Казань, 1877).


С берегов Волги вотяки были вытеснены к северу, по всей вероятности, в эпоху великого переселения народов, когда в Поволжье вторглись с юга степные народы. Таковыми были прежде всего чуваши, появление которых на Волге следует относить к IV—V векам по Р.Х.


     В западной части Вятской губернии вотяки оставили следы своего пребывания в названиях рек и селений. Таковы названия «Одинерь», «Одосола», «Одо-илем», в состав которых входит слово «одо», как вотяков называют мари (черемисы). Названия правых притоков Вятки — вотские: Ошторма, Нурма, Бур, Шошма, Шурма, Пижма и т.п., названия урочищ, напр. Кынныр (близ Азелина), Китяк и т. п. — тоже вотские. Здесь же вотяки оставили следы своего пребывания и в виде городищ, из которых Нижне-Вотское на р. Немде (в Яранском уезде). Название р. Вятки совпадает с племенным названием северных вотяков — «Ватка», а р. Кильмези — с названием южных вотяков — «Калмез».

Свадебный напев кировских удмуртов в исполнении фольклорно-этнографического ансамбля «Чипчирган»

Национальные вотские праздники, сложившиеся в отдаленные времена,— все без исключения земледельческие. Годичных праздников у вотяков Первухин насчитывает 14: Йo-келян (Проводы льда), Гуждор (Праздник весенней травы), Геры-поттон (Вывоз сохи), Геры-сектан (Праздник сохи), Њег луд дурэ (Праздник ржаного поля), Куар-вoсян (<Освящение> Праздник весенней листвы), Музъем ниманник (<Именины> Праздник земли), Дзэк-гербер (Праздник посева), Кусо-азе-виро (Тризна перед сенокосом), Почи-гербер (Праздник жатвы), Инмар-лы курбон (Праздник окончания жатвы), Пужым улэ курбон (Праздник окончания озимого посева), Выль-šук (Новая каша), Кутсан быдтон (окончание молотьбы). Н.Г. Первухин, сохранивший ценнейшие сведения о древнем быте вотяков, говорит по этому поводу: «Интересно, что сохранившиеся ныне у вотяков праздники древнего времени нисколько не касаются охотничьего быта…, так как ни в одной сохранившейся до нас молитве, весьма подробно излагающей все нужды вотяков, нет ни малейшего намека на удачу в охоте или в рыбной ловле, а просится лишь об урожае хлебов, о приплоде скота и вообще о всяком счастье и довольстве («шуд-бур»).


         В своих религиозных верованиях вотяки в значительной чистоте сохранили древнейшие переживания финских народов. В этом отношении они резко отличаются от мари (черемис) и мордвы. У вотяков до недавнего времени сохранялось архаическое представление о триаде верховных богов, восходящее к таким древним переживаниям, как шумерская троица Ану-Эа-Энлиль в Месопотамии. По представлениям вотяков, верховные боги — Инмар, Кылдысин и Куазь. Инмар — божество неба, живущий на солнце и управляющий всей вселенной. Кылдысин — бог земли, обитавший сначала на поверхности земли, а затем сошедший в ее недра и управляющий жизнью на земле, благодетельный покровитель всего живого: растений, животных и людей; выращивающий хлеб на полях; обучавший людей всем ремеслам, искусствам и навыкам. Третий бог — грозный Куазь, божество атмосферных явлений, грома, молнии, града, засухи, болезней и смерти. Этим трем верховным богам приносятся жертвы разным способом, соответственно представлению о месте их обитания: жертва Инмару сжигается, чтобы вместе с дымом подняться кнебу; жертва Кылдысину зарывается в землю; Куазю вешается на дерево, оставляется в воздухе. Из деревьев Инмару посвящена сосна, Кылдысину — береза, Куазю — ель. У вотяков сохранились воспоминания, дающие возможность считать, что в отдаленные времена Куазю приносились и человеческие жертвы. В настоящее время Куазь уже забытое божество, и самое имя его сохранилось лишь в немногих выражениях, вроде «Куазь зорэ» (дождь идет), «Куазь гудыръя» (гром гремит), «Куазьлэн» (так угодно Куазю). В некоторых местностях имя Куазя заменилось названием «Луд».



Кроме трех верховных богов, вотяки имеют живое представление о многочисленных низших духах, каковы нюлэсмурт (леший), вумурт (водяной), коркамурт (домовой) и т. д. Из древних переживаний на религиозной почве можно отметить следы почитания тотемных божеств. Наиболее распространенные тотемы у вотяков: лошадь (вал), медведь (гондыр) и лебедь (юсь). Существуют также следы почитания белки, рябчика, тетерева и окуня, но эти тотемы слились с почитанием Кылдысина и с культом предков. У южных вотяков сохранились следы фетишизма — культ Белого Камня (Акташ), находящегося в виде висячей скалы на склоне одного из оврагов в Мамадышском кантоне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели