Святоотеческий взгляд на проблемы духовно-нравственного воспитания подростков


«Наставь юношу при начале пути его: Он не уклонится от него, когда и состарится»
(Притч. 22, 6)



Святейший Патриарх Алексий II на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года в своем докладе указал на одну из приоритетных сторон пастырской деятельности в современной православной Церкви в деле духовно-нравственного воспитания подростков. «Важной стороной церковного служения, — сказал он, — в современном мире является работа с молодежью… Она требует особого пастырского попечения» [5, 39]. С этого момента в Русской православной Церкви активно идет осмысление целей и задач системы образования и разработка программ духовно-нравственного воспитания. В такой работе Церковь всегда обращалась к творениям святых отцов и Священному Писанию как авторитетному источнику богочеловеческих знаний о строении и истории нашего мира.

Безусловно, в благом творчестве созидания и воспитания молодого поколения основное внимание Церковь всегда уделяла, и должна уделять, подросткам. «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (Пл. Иер. 3. 27), — так пророк Иеремия размышляет о начале духовно-нравственного возрастания в жизни подростка. «Лучше вооружать сына с юного возраста, — наставлял на эту тему святитель Иоанн Златоуст воспитателей, — когда он властен над собою и ничем не связан… не тратит время и не сидит, врачуя раны, но с самого начала уже получает награды» [7, 115]. В таком трудном, на наш взгляд, деле воспитания подростков особо необходимо руководствоваться принципом апостола Павла: «…для иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; … Для всех я был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 20, 22).

Книга «О должностях приходских пресвитеров» предписывает священнику: «Научение детей, крещеных вере и закону, когда в возраст начнут приходить, наипаче на пресвитере лежит. Посему прилично званию своему сделает, если… их обучать будет» (§§ 87 и 88). Действительно, во время перехода от беззаботного детства к сознательной и ответственной зрелости в личности человека закладывается фундамент мировоззрения, который будет определять и направлять всю его жизнь. Об этом решительно свидетельствуют и многие светские ученые. Так Американский Совет Карнеги по изучению подростков провел исследование «Великий переход», в котором утверждается, что подростковый возраст «дает наилучший и, возможно, последний шанс оказать влияние на становление личности… Именно в это время дети ищут роли и ценности, которые будут вести их всю дальнейшую жизнь» [6, 14]. Хорошо известно это было и в древности. У святителя Иоанна Златоуста встречается категорическое суждение: «… нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степень нечестия» [10, 73]. Юный возраст святитель Феофан Затворник сравнивал с водопадом, прерывающим спокойное течение реки, и именно этот период жизни человека требует большого понимания, любви и сострадания. Особенно сложно сегодня трудиться на этой ниве. Порой слышны скорбные размышления специалистов и исследователей этой проблемы: «… покажите мне священника,.. который бы выдержал более десяти минут общения в так называемой молодежной «тусовке», и не сбежал бы оттуда, негодуя и ругаясь» [1, 8]. Но все же это — наша молодежь, и мы призваны идти к ней именно такой, какая она есть, а в большей мере заботиться о молодых людях, переступающих церковный порог.

Духовно-нравственное воспитание этих людей должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждой личности, потому как, писал преподобный Иоанн Лествичник: «…при сеянии духовного семени должно рассуждать о времени, о лицах, о количестве и его качестве» [11, 5].

Понимая это, Церкви необходимо иметь хороший багаж возрастно-психологических, педагогических знаний, потому что в развитии подростков, юношей и девушек, даже при отсутствии патологических нарушений в рамках медико-биологической нормы, имеется множество трудностей психологического плана, которые требуют своевременного обнаружения и коррекции. Именно поэтому Святейший Патриарх Алексий II, обращаясь к сотрудникам Института психологии им. Щукиной, подчеркивал общность деятельности священников и традиционных психологов, «… и те, и другие уделяют особое внимание изучению души человеческой, феномена ее происхождения, ее внутреннего мира, свойств и проявлений, как в нашей личной жизни, так и в социальной среде» [2, 303]. Как мы видим из отечественной истории, Церковь не гнушается данными науки, а наоборот, по мысли святителя Василия Великого, познание учений будет кстати, если между ними есть какое-нибудь сродство: «… если же нет этого сродства, то изучать разность учений, сличая их между собой, немало служит и подтверждению лучшего» [3, 165-166]; подобно мудрой пчеле брать «все, что пригодно на дело, прочее, оставляя нетронутым» [4, 349]. Святитель Григорий Богослов, сравнивая пастырскую деятельность с врачебным искусством, говорит: «…какие нужны сведения, чтобы хорошо и других уврачевывать и самим уврачеваться, чтобы исправить образ жизни и персть покорить духу? Ибо не одинаковые понятия у мужчины и женщины, у старости и юности» [9, 151].

Как отмечает ряд исследователей проблем воспитания и образования детей и подростков (В. Долгов, 2007; В. Сухомлинский, 1979; П. Каптерев, 1995; К. Ушинский, 1948), детство является традиционным и одним из наиболее важных предметовсоциально-антропологического изучения прошлого и настоящего. Как мы видим из приведенных высказываний отцов Церкви, она всегда поднимала вопрос о достойном воспитании будущих поколений, уделяя внимание как внутренним, так и внешним качествам человека.

На законодательном уровне в нашей стране начинают приниматься те нормы, которые призваны помочь Церкви и педагогам воспитать в подростках духовно-нравственный стержень, так необходимый современному обществу на новом этапе его развития. Не так давно в научной и светской литературе начали говорить о понятии компетенции и компетентности. Как мы уже увидели, Церковь всегда разделяла данные понятия и они не новые для нее. Системе образования сегодня необходимо выбрать путь, который поможет ей стать духовно-животворящей, а не мертвящей силой. Как выбрать этот путь? Очевидную драму нынешнего образования по аналогии можно сравнить с грехопадением, суть которого заключается в ложном, неправедном пути овладения знанием. Как утверждает один из исследователей вопроса школьного образования, «… школа сегодня неслучайно признана фактором социального риска для ребенка, но она умножает риск и для самого общества, когда не обеспечивает своим выпускникам четких мировоззренческих ориентиров, нравственных идеалов добра, совести, целомудрия, долга, справедливости. Образованные эгоисты куда опаснее для общества, чем эгоисты необразованные…» [8, 17]. Святые отцы и учителя Церкви всегда отмечали, что нравственное сознание является неотъемлемой принадлежностью человеческой личности к осуществляемым ею процессам ориентации, самоопределения и участия в бытии.

Таким образом, главной задачей Церкви и педагогического сообщества является обращение в деле духовно-нравственного воспитания к данным науки, изучающей этот возраст. Знание возрастных особенностей, основ педагогики и психологии, а также их использование будет полезно в деле воспитания молодежи, поможет не растеряться, а правильно сориентироваться при столкновениях с проявлениями хрупкой и ранимой подростковой психики.



Литература



1.       Александр, архиепископ Костромской и Галичский. Церковь и молодежь на пороге XXI века. // Встреча. 2000. №2. С. 8.

2.       Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Т. II. Издат. Моск. Патриархии. 2000. С.303.

3.       Василий Великий, свт. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений. // Восточные отцы и учители Церкви IV века. 1998. С. 165-166.

4.       Василий Великий, свт. Творения. Ч. IV. М., 1993. С. 349

5.       Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. // ИБ ОВЦС МП. № 8. С. 39.

6.       Иванченко С. Пустыня отрочества. // Семья и школа. 1997. №2. С. 14.

7.       Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. СПб, 1895. С. 115.

8.       Погорелов С.Т. Цели и задачи деятельности общества православных педагогов под небесным покровительством святого праведного Симеона Верхотурского и всея Сибири чудотворца // Образование и будущее России. Сборник материалов семинара. Екатеринбург, 2004. – С. 17

9.       Антоний (Храповицкий) митр. Пастырское богословие. Псково-печерск. м-рь, 1994. С.151

10. Воскресная школа. Сборник педагогических материалов, опубликованных в 1998 г. С. 73.

11. Ншан (Петросян), иером. Возможность применения навыков психологического консультирования в деле пастырского душепопечения. Канд. раб. СПб, 2005. С. 5.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели